Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде

Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде

Жили-были две красны девицы-редакторицы. Смотрели они из терема, что на белом свете творится, да соседям о том рассказывали. А творится вокруг чудь и сказка, игрища дивные с прадедовским наследием… Ну а если серьёзно, то оказались мы все на мощнейшей волне тренда — нового взгляда на традиции, фольклор, народные ремёсла. Удивитесь, насколько он необычен и отличается от стереотипного «матрёшка, медведь, балалайка».

Анжелика Чернова
иногда Сирин, иногда Алконост
Светлана Завалишина
когда Царевна, а когда и Лягушка

Мы вот удивились — да ещё как! — расспросив больше десятка экспертов от дизайна, кулинарии, музыки, моды, кино о том, что с этим трендом делать. Как интересно, стильно и осознанно в нём жить — мнения собрали в большом, красивом спецпроекте с картинками. Нажимать на ссылки и баннеры зело рекомендуется.

Что такое культурный код и зачем он нам нужен

Так уж получается, что в начале столетий — и XIX, и XX, и вот уже XXI — по разным причинам происходит такой всплеск: и мы сами, и соседи по земному шарику с удивлением «открывают заново» наши традиции и эстетику.

Нынешний интерес к фольклору, народным ремёслам, традиционной культуре — не музейное «руками не трогать» и не ярмарочный китч для туристов, а органичная часть нашей повседневной жизни.

Кокошники дружат с джинсами, резные наличники украшают дизайнерские интерьеры и даже уши девушек, зумеры жуют потепуху с чиа, ресторанные шефы молодецки поигрывают ухватами, геймеры заходят на огонёк к Бабе-яге, а «ой, люли-люли» запросто звучат под ритмы R'n'B и чего-то потяжелее… Если что-то возвращается из прошлого, значит, оно зачем-то стало нужно современникам? Сказки вот вернулись. И хохлома с гжелью. И щи. Вернулись, встроились и продолжают встраиваться в нашу повседневность.

Конечно, они сделали это не сами. Их вернули люди, для которых фольклор и традиции — больше, глубже и значительнее, чем ассортимент сувенирной лавочки. Поэтому они с увлечением ломают стереотипы, не копируют прошлое, а проживают его заново. Ищут формы, в которых история звучит свежо, остаётся живой, помогает понять, кто мы такие, и гордиться этим. Так продолжает жить то, что называется культурным кодом — настоящим, сложным, неуловимым и очень своим.

Зачем всем вдруг понадобились корни, откуда такой интерес к фольклору и что в нём нового — рассказали эксперт, редактор и культуролог.

Наш совет: по ходу чтения жмите на все баннеры и ссылки в этом материале — узнаете, увидите и услышите, как традиционное может красиво, вкусно, интересно, технологично дополнить повседневность.

«Интерес к локальному не только российская история. Это мировой тренд»

Именно так считает Александра Фёдорова, автор и сооснователь проекта «Новый русский культурный код»:

«Связано это с тем, что в условиях глобализации и смешения культур каждому человеку важно понять, кто он и откуда, какую культуру представляет и как может на неё повлиять».

По словам Александры, это тренд не последнего времени — он был ощутим ещё лет 5–7 назад, но сейчас стал заметно сильнее.

«Дизайн претерпел несколько итераций, и мы видим всё больше сильных и стильных решений, соответствующих актуальным эстетическим запросам. Помимо ностальгии, стоит отметить явление анемоя — тоску по прошлому, в котором вы никогда не жили. Оно особенно характерно для молодёжи до 23 лет. Это не совсем про фольклор, но тоже связано с поиском идентичности и откликом на локальную культуру».
Александра Фёдорова
автор и сооснователь проекта «Новый русский культурный код»
Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
Подробнее

Кроме этого, создаются фолккэмпы, туры по российским деревням-глубинкам, тренд на избинг , возрождение старорусской кухни в современном общепите и, из последнего модного в соцсетях, — торты-бенто кондитера October bento , расписанные изображениями персонажей из сказок.

14,53k
Тест: из какой вы русской сказки
Подробнее

Вместе с этим появилось огромное количество блогеров, которые всем своим «Я» будто сошли со страниц знакомых нам сказок — адаптировали к фольклору собственные образы, аксессуары, интерьеры домов.

Но не только современники двигают тренд. Хохлома активно участвует в коллаборациях, Гжель выпускает тарелки с котиками и мышами в фирменной бело-голубой гамме, а милейшие мастерицы Жостово приглашают через видео в соцсетях на мастер-классы по росписи подносов. Все эти мотивы мы легко узнаем сами, по ним узнают нас — тот самый культурный код в действии и разных его проявлениях.
«Я и сама отдаю предпочтение российским дизайнерам и активно работаю с темой переосмысления промыслов. В семье мы дарим друг другу изделия Гусевского хрустального завода, для выступлений я выбираю крестецкую строчку, жакет с переосмысленным городецким принтом, в доме — современная хохлома и жостово, для подарков — лаковая миниатюра из Федоскино».
Александра Фёдорова
автор и сооснователь проекта «Новый русский культурный код»

Фольклор — мера необходимая

Но как так вышло, что тренд на фольклор заполонил буквально всё? На этот вопрос нам ответила Анастасия Четверикова, культуролог и автор подкаста «Искусство для пацанчиков»:

«Пандемия и культурная изоляция от Запада запустили этот процесс. Появилась потребность в самоидентификации, в обращении к традициям своего народа и культурному коду. Так что тренд на фольклор и возрождение нашего культурного кода — это необходимый шаг к поиску устойчивой национальной идеи. Того, что объединяет поколения, объясняет нашу общность, уходит корнями в прошлое, но остаётся живым в настоящем и будущем».

Фольклор активно развивают регионы. В Мурманске, например, Анастасия нашла детскую книгу про чакхли — героев северных легенд. Там даже карта есть, где эти персонажи «обитают», — можно буквально брать и ехать. Вятка строит свой туристический бренд на основе дымковской игрушки. В Москве сразу несколько музеев — независимо друг от друга — открыли фольклорные выставки.

«Интерес проснулся и в академической среде. Меня приглашают читать лекции о Проппе . А композитор Игорь Яковенко “пересобрал” цикл “Картинки с выставки”: современные художники “перевели” образы Мусоргского на язык живописи, а он — обратно в музыку. Получился культурный диалог между фольклором, эпохой романтизма и сегодняшним днём.

Я этому только радуюсь. Когда рассказываю студентам о глобализации, показываю традиционные костюмы разных стран. У каждой был характер, а сейчас — майки и джинсы, всё одинаковое. Пандемия это обострила — мы поняли, как важно чувствовать свою уникальность, корни».

Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года
Подробнее
«Мне лично нравится это проявлять. Надеть фенечку с обрядовым орнаментом или сочетать современный кокошник с джинсами и понимать, откуда это. Мне приятно, когда и другие не боятся показать свою культуру. Это ведь интересно — видеть, что у человека есть что-то своё, и он этим не просто гордится, а живёт».
Анастасия Четверикова
культуролог и автор подкаста «Искусство для пацанчиков»

Тренд на историческую кухню

Кстати, это не первый наш исследовательский спецпроект во ВкусВилле. Уже несколько лет мы исследуем ложкой традиции разных народов России. Для этого затеяли другой — масштабный и основательный, как старорусский обед, — проект «НИИ Еды».

Анна Романенко, менеджер спецпроектов ВкусВилла, держатель большой исследовательской ложки:

«”От краюхи каравая до Камчатского края” — так мог бы называться наш “НИИ Еды”. Этот проект появился из желания разобраться и рассказать читателям, как история, география, экономика и многое другое повлияли на то, что ели жители разных регионов России.

Мы привлекли этнографов, историков и поваров, изучали энциклопедии и старинные кулинарные книги, чтобы выяснить, кто придумал окрошку, сколько слоёв должно быть в губадие и допустимо ли запекать рыбу в тесте с головой. Адаптированные к современности рецепты собрали в нашем проекте.

Мы говорили с местными шефами и жителями разных регионов: что входит в их повседневный рацион, как рестораны работают с традицией и локальными продуктами и каким видят своё будущее.

Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас
Подробнее

Кроме классики — татарских эчпочмаков и чак-чака, бурятских бууз и пельменей — мы старались подсветить и менее очевидное. Например, меня сильно удивило изобретение марийского шефа, который придумал подкóголи (жмите — и узнаете, что это ;)) с абсолютно базовыми сейчас творожным сыром и красной рыбой. Сочетание уже привычное , а вот про подкоголи многие и не слышали.

Или вспомним казанские эчпочмоти и кыстыбургеры — в них слились и тренды, и традиции. И сами по себе эти продукты стали мемами. Примерно такими же, как майонез ЕЖК, тройные хот-доги из Новосибирска, творожный сыр в старинном рецепте — буквально то, без чего нас невозможно представить и ещё сложнее понять.

Мы — то, что едим. И изучение еды, c одной стороны, — способ обрести себя, с другой — найти единомышленников, которые понимают, в чём прикол майонеза ЕЖК, и посещают День огурца в Суздале .

А ещё еда — это про путешествия. Пышки, пончики, калинники, суздальские огурцы и плёсские углы становятся культурными символами не хуже архитектурных достопримечательностей. И я буду очень рада, если наш «НИИ Еды» станет подспорьем в поездке по России хотя бы для пары читателей.

Вот и сказке конец…

…А кто кликнул на все баннеры, прочитал и другие статьи в рамках спецпроекта и узнал, кто он из сказки в нашем юмористическом тесте, — тот молодец. Собрали мы этот материал, чтобы показать: фольклор и культурный код — не просто тренды. Это языки, на которых можно говорить о себе. Это инструменты, чтобы вспомнить, понять и почувствовать.

Если вы вдруг тоже захотите примерить модный современный кокошник или венец, послушать группу «Сруб» или Theodor Bastard, отправиться в «хтонический» Суздаль или сходить на обед к Бабе-яге — значит, мы не зря старались. :)

А что для вас фольклор: сказки бабушки перед сном, поездки в деревню или что-то другое, может, нечто более глубокое? Есть ли этот тренд в вашей жизни, хотели бы вы впустить в него что-то из увиденного в этом проекте?

Скидка 20% на 6 товаров из ВкусВилла
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров

Еще интересно

Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
4
1,72k
4
Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года
Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года
10
992
3
Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас
Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас
4
682
3
Тест: из какой вы русской сказки Тест: из какой вы русской сказки
Тест: из какой вы русской сказки
156
14,53k
112
Сейчас обсуждают
Не простое, а столовое: как куры свободного выгула несут яйца
Не простое, а столовое: как куры свободного выгула несут яйца
317
8,65k
58
Убери глютен: непростое производство теста
Убери глютен: непростое производство теста
63
7,29k
35
Эксперимент: как мы прикармливали микробиоту
Эксперимент: как мы прикармливали микробиоту
36
9,15k
8
Как украсить кулич: 7 трендовых идей для декора
Как украсить кулич: 7 трендовых идей для декора
11
27,35k
20
Присоединяйтесь к читаюЩИм и обЩИтельным
Вступить в канал
Чем полезна курага и сколько в ней калорий
Чем полезна курага и сколько в ней калорий
31
63,29k
9