Жили-были две красны девицы-редакторицы. Смотрели они из терема, что на белом свете творится, да соседям о том рассказывали. А творится вокруг чудь и сказка, игрища дивные с прадедовским наследием… Ну а если серьёзно, то оказались мы все на мощнейшей волне тренда — нового взгляда на традиции, фольклор, народные ремёсла. Удивитесь, насколько он необычен и отличается от стереотипного «матрёшка, медведь, балалайка».


Мы вот удивились — да ещё как! — расспросив больше десятка экспертов от дизайна, кулинарии, музыки, моды, кино о том, что с этим трендом делать. Как интересно, стильно и осознанно в нём жить — мнения собрали в большом, красивом спецпроекте с картинками. Нажимать на ссылки и баннеры зело рекомендуется.
Что такое культурный код и зачем он нам нужен
Так уж получается, что в начале столетий — и XIX, и XX, и вот уже XXI — по разным причинам происходит такой всплеск: и мы сами, и соседи по земному шарику с удивлением «открывают заново» наши традиции и эстетику.
Нынешний интерес к фольклору, народным ремёслам, традиционной культуре — не музейное «руками не трогать» и не ярмарочный китч для туристов, а органичная часть нашей повседневной жизни.
Кокошники дружат с джинсами, резные наличники украшают дизайнерские интерьеры и даже уши девушек, зумеры жуют потепуху с чиа, ресторанные шефы молодецки поигрывают ухватами, геймеры заходят на огонёк к Бабе-яге, а «ой, люли-люли» запросто звучат под ритмы R'n'B и чего-то потяжелее… Если что-то возвращается из прошлого, значит, оно зачем-то стало нужно современникам? Сказки вот вернулись. И хохлома с гжелью. И щи. Вернулись, встроились и продолжают встраиваться в нашу повседневность.
Зачем всем вдруг понадобились корни, откуда такой интерес к фольклору и что в нём нового — рассказали эксперт, редактор и культуролог.
«Интерес к локальному не только российская история. Это мировой тренд»
Именно так считает Александра Фёдорова, автор и сооснователь проекта «Новый русский культурный код»:
«Связано это с тем, что в условиях глобализации и смешения культур каждому человеку важно понять, кто он и откуда, какую культуру представляет и как может на неё повлиять».
По словам Александры, это тренд не последнего времени — он был ощутим ещё лет 5–7 назад, но сейчас стал заметно сильнее.
Кроме этого, создаются фолккэмпы, туры по российским деревням-глубинкам, тренд на избинг , возрождение старорусской кухни в современном общепите и, из последнего модного в соцсетях, — торты-бенто кондитера October bento , расписанные изображениями персонажей из сказок.

Вместе с этим появилось огромное количество блогеров, которые всем своим «Я» будто сошли со страниц знакомых нам сказок — адаптировали к фольклору собственные образы, аксессуары, интерьеры домов.
Фольклор — мера необходимая
Но как так вышло, что тренд на фольклор заполонил буквально всё? На этот вопрос нам ответила Анастасия Четверикова, культуролог и автор подкаста «Искусство для пацанчиков»:
Фольклор активно развивают регионы. В Мурманске, например, Анастасия нашла детскую книгу про чакхли — героев северных легенд. Там даже карта есть, где эти персонажи «обитают», — можно буквально брать и ехать. Вятка строит свой туристический бренд на основе дымковской игрушки. В Москве сразу несколько музеев — независимо друг от друга — открыли фольклорные выставки.
«Интерес проснулся и в академической среде. Меня приглашают читать лекции о Проппе . А композитор Игорь Яковенко “пересобрал” цикл “Картинки с выставки”: современные художники “перевели” образы Мусоргского на язык живописи, а он — обратно в музыку. Получился культурный диалог между фольклором, эпохой романтизма и сегодняшним днём.
Я этому только радуюсь. Когда рассказываю студентам о глобализации, показываю традиционные костюмы разных стран. У каждой был характер, а сейчас — майки и джинсы, всё одинаковое. Пандемия это обострила — мы поняли, как важно чувствовать свою уникальность, корни».
Тренд на историческую кухню
Кстати, это не первый наш исследовательский спецпроект во ВкусВилле. Уже несколько лет мы исследуем ложкой традиции разных народов России. Для этого затеяли другой — масштабный и основательный, как старорусский обед, — проект «НИИ Еды».
Анна Романенко, менеджер спецпроектов ВкусВилла, держатель большой исследовательской ложки:
«”От краюхи каравая до Камчатского края” — так мог бы называться наш “НИИ Еды”. Этот проект появился из желания разобраться и рассказать читателям, как история, география, экономика и многое другое повлияли на то, что ели жители разных регионов России.
Мы говорили с местными шефами и жителями разных регионов: что входит в их повседневный рацион, как рестораны работают с традицией и локальными продуктами и каким видят своё будущее.
Кроме классики — татарских эчпочмаков и чак-чака, бурятских бууз и пельменей — мы старались подсветить и менее очевидное. Например, меня сильно удивило изобретение марийского шефа, который придумал подкóголи (жмите — и узнаете, что это ;)) с абсолютно базовыми сейчас творожным сыром и красной рыбой. Сочетание уже привычное , а вот про подкоголи многие и не слышали.
Или вспомним казанские эчпочмоти и кыстыбургеры — в них слились и тренды, и традиции. И сами по себе эти продукты стали мемами. Примерно такими же, как майонез ЕЖК, тройные хот-доги из Новосибирска, творожный сыр в старинном рецепте — буквально то, без чего нас невозможно представить и ещё сложнее понять.
А ещё еда — это про путешествия. Пышки, пончики, калинники, суздальские огурцы и плёсские углы становятся культурными символами не хуже архитектурных достопримечательностей. И я буду очень рада, если наш «НИИ Еды» станет подспорьем в поездке по России хотя бы для пары читателей.
Вот и сказке конец…
…А кто кликнул на все баннеры, прочитал и другие статьи в рамках спецпроекта и узнал, кто он из сказки в нашем юмористическом тесте, — тот молодец. Собрали мы этот материал, чтобы показать: фольклор и культурный код — не просто тренды. Это языки, на которых можно говорить о себе. Это инструменты, чтобы вспомнить, понять и почувствовать.
Если вы вдруг тоже захотите примерить модный современный кокошник или венец, послушать группу «Сруб» или Theodor Bastard, отправиться в «хтонический» Суздаль или сходить на обед к Бабе-яге — значит, мы не зря старались. :)
А что для вас фольклор: сказки бабушки перед сном, поездки в деревню или что-то другое, может, нечто более глубокое? Есть ли этот тренд в вашей жизни, хотели бы вы впустить в него что-то из увиденного в этом проекте?