Малыш уже знает немало слов, умело складывает из них фразы и даже предложения. Может выражать свои мысли и эмоции.
А потом его речь вдруг становится немного странной. Была плавной, а теперь обрывками и с обязательными паузами между словами. И такое случается довольно часто.
Вдруг это признаки заикания? И что с этим делать? Первое – не паниковать! С таким вопросом сталкиваются многие мамы. За ответом мы обратились к учителю-логопеду Елене Смирновой:
– Такая речь воспринимается как норма и наблюдается у большинства детей. Конечно, проявляется у всех по-разному. Но мы не говорим о явных симптомах заикания, когда в речи начинают встречаться многократные повторы одного или нескольких звуков при попытке выговорить слово.
Почему же так происходит? Такое явление встречается у детей в период активного развития речи, примерно в 2,5-3 года, но всё индивидуально. Это возраст активного прироста слов. Каждый день малыш получает новые знания, его словарный запас постоянно пополняется. А нервная система немного не успевает за таким стремительным развитием.
Теперь ребёнок выбирает подходящие слова из большого арсенала. Мозг к такому объему ещё не привык, так и получается прерывистая речь. Особенно ярко это может быть выражено у эмоциональных деток.
Важно знать, что это чувствительный период. И чтобы он прошёл без проблем, нужно с особым вниманием отнестись к окружению и среде ребёнка:
-
никакой лишней суеты и взволнованности. Дети считывают нас, впитывают наше эмоциональное состояние. И то, насколько быстро, эмоционально и громко говорят окружающие;
-
давайте малышу выговориться. Он должен быть уверен, что его слушают и понимают;
-
избегайте лишней критики, особенно если дело касается речи ребёнка;
-
у малыша должна быть возможность проводить время наедине с собой;
-
не забывайте, что всё хорошо в меру. Ребенок не должен много времени уделять мультикам и гаджетам. В таком возрасте это может привести к лишнему стрессу;
-
и, конечно, режим дня, сон, питание – всё это тоже может оказывать своё влияние.
Каждая мама как никто другой чувствует своего ребёнка. Если беспокойство остаётся, поможет в возникших вопросах консультация невролога.
А в качестве профилактики хорошо подойдёт пение или несложные дыхательные упражнения. Например:
Узнай, что это (развитие обоняния и глубокого вдоха)
На тарелках лежат кусочки лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие ароматные травы и флакончик духов. Сначала изучаем и запоминаем запахи, а затем по ним отгадываем предметы с закрытыми глазами.
Мяч в воротах (выработка длительной, направленной воздушной струи)
Поставьте два кубика и скатайте шарик из ваты. Задача ребёнка – вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик так, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
Фасолевые гонки (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка)
Вам понадобится коробка из-под конфет, сухая фасоль и трубочки. В коробке сделайте дорожки для «бегунов-фасолинок», можно просто нарисовать линии. И начинайте гонки! Бежать фасолинам помогает «ветер» из трубочек. Победит тот, кто быстрее доведёт своего «бегуна» до финиша.
Мыльные пузыри (развитие меткости выдыхаемой струи)
Победителем конкурса становится тот, кто надует самый большой пузырь или у кого получится больше всего пузырей.
Фокус (направление воздушной струи посередине языка)
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть впёред и приподнять. На кончик носа кладём ватку. А теперь надо выдохнуть так, чтобы она взлетела вверх.