Читайте со вкусом
Авторизуйтесь по номеру телефона, чтобы не потерять любимые материалы Медиа и получить карту лояльности ВкусВилла, если у вас её нет. А ещё вы сможете:
  • Комментировать материалы и делиться своим мнением
  • Добавлять материалы в Избранное и легко находить сохранённые статьи, рецепты и подкасты
  • Предлагать идеи для статей и публиковать свои рецепты
Контейнирование для гармоничного развития личности

Контейнирование для гармоничного развития личности

1240
Контейнирование для гармоничного развития личности

Сегодня родители всё больше слышат о таком понятии, как контейнирование, в контексте взаимодействия с ребёнком. Давайте разберёмся, что это — новомодный тренд или действительно полезная практика?

А поможет нам практикующий психолог и специалист по детскому развитию клиники DocDeti Ольга Викторова.

— Контейнирование — это термин, который широко применяется в психоанализе. Означает способность выдерживать различные психологические содержания — как свои, так и чужие. Это способ контролировать эмоции, напряжение, импульсы и инстинктивные порывы.

Роль контейнирования в детском воспитании

Для контроля чужих психологических содержаний должны быть 2 неравные стороны. Одна — принимает, т.е. впускает в себя психологическое отношение другого, а вторая — отдаёт. Именно так и происходит в отношениях между родителями и детьми.

Ребёнок изначально не понимает своих эмоций и их значения в социальном контексте, а также того, как правильно с ними совладать. Роль родителя именно в том, чтобы помочь ему в этом.

Давайте для примера разберём самую распространённую ситуацию: ребёнок упал, ударился, поцарапался и ему больно. Тут есть и подводные камни: многие родители, предвосхищая любую реакцию малыша, бегут к нему с тревожным выражением лица и начинают в панике выяснять, что с ним. Не стоит этого делать. Так мы даём пример поведения в ситуации и способ реагирования, который в будущем может быть обращён против нас и использован как манипуляция.

Но если мы дождёмся реакции ребёнка, тогда уже уместно говорить о контейнировании. Например, малыш ударился несильно, но всё равно заплакал от страха или неожиданности. Взрослому стоит подойти к нему и объяснить, что именно произошло: «Ты упал и ударился, так иногда бывает». Описать и признать его чувства: «Это случилось неожиданно, ты немного испугался, к тому же ударяться — это больно и обидно. Поэтому ты плачешь». Предложить способ действия: «Давай подуем/погладим/потрём, больнее уже не будет, ты можешь пойти играть дальше».

Контейнирование — действительно важный момент в воспитании ребёнка. Основными аргументами в пользу такого подхода являются следующие:

  • родившийся ребёнок не знает, что такое эмоции, как их выражать и мириться с ними, что приемлемо, а что — нет;
  • ребёнок сразу после рождения испытывает различные чувства, но не знает, что это такое и как на них реагировать;
  • родители сначала воспринимают эти эмоции на себя, стараются успокоить ребёнка и помогают взять контроль над чувствами, объясняя, что это и как правильно поступить. Это и есть процесс обучения ребёнка самостоятельному взаимодействию с различными эмоциональными состояниями.

Большинство родителей даже не догадываются о том, что такое контейнирование: это нормально вести себя описанным в примере образом по отношению к ребёнку. Скорее иные стратегии поведения родителей должны навести на мысль о том, что в детско-родительских отношениях что-то пошло не так.

Пользу контейнирования доказали многочисленные исследования. Они показали, насколько важно для формирования личности научить ребёнка правильно воспринимать и реагировать на своё психическое состояние.

Основные правила контейнирования

Во всём важна «золотая середина». Не стоит злоупотреблять контейнированием в тех ситуациях, когда этого делать не нужно. Особенно грешат этим тревожные родители.

Каждый раз, прибегая к этой технике, следует помнить её основное правило — помочь малышу научиться самостоятельно переживать свои чувства и находить правильный выход из сложившейся ситуации. Для этого стоит придерживаться 3 простых правил:

1. Принимать эмоции ребёнка такими, какие они есть. Не стоит давать им оценку, запрещать или осуждать те или иные проявления.

2. Давать словесные формулировки, объясняя ребёнку, что произошло, почему он испытывает те или иные чувства и как они называются.

3. Разобраться в ситуации через её понимание и предложить ребёнку способы справиться с ней.

Воспитывайте ребёнка в гармонии — это самое главное.

Ольга Викторова,
психолог, специалист по детскому развитию