С Анастасией мы созвонились по видеосвязи. «Меня видно? Я сейчас в театре, в комнате дежурной по этажу. Кстати, подскажите, мы уложимся в 45 минут? Через час мне уже идти. “Ромео и Джульетта”». График балерины расписан по часам: ежедневная работа состоит из тренировок, репетиций, прогонов и самих спектаклей.
Поговорили с Анастасией Корневой, балериной Большого театра, о том, возможно ли поддерживать баланс между работой и жизнью, когда танцуешь восемь спектаклей за неделю, о любви к высокому искусству и к сырому мясу с бататом фри.
«Иногда ем прямо в метро или такси»: жёсткий график артистов балета
Основа балетных тренировок — классический танец, на него обязательно ходить всем артистам. Сначала разогреваемся, делаем классические упражнения (экзерсисы) у станка. Плие, гран-плие, батман-тандю. Далее всё то же самое, но без станка. Потом прыгаем, вращаемся. Дальше идём на репетиции. А дальше уже сами спектакли. Иногда может быть 8 спектаклей за неделю, включая оркестровые репетиции.
Помимо работы в Большом я занимаюсь хореографией с художественными гимнастками. Гимнастический бэкграунд вместе с педагогическим образованием помогает разглядеть, чего не хватает спортсменкам, порекомендовать, что им можно позаимствовать из балета. Получается буквально 2–3 занятия в неделю, стараюсь подстроить занятия под мой график. Иногда еду проводить занятие прямо между спектаклями, в гриме, накрашенная.
Дел, конечно, очень много — времени не хватает. Бывает, едешь в метро и ешь, потому что некогда. Могу и в такси поесть.
Лайфхак по развитию дисциплины (спойлер: достаточно просто заниматься профессиональным спортом с 4 лет)
В 4 года я начала заниматься художественной гимнастикой и фигурным катанием. В 5 лет уже полностью перешла в гимнастику.
В первой половине дня ходила в школу, а с двух до семи были тренировки. Каждый день, кроме воскресенья. Было тяжело, но мне настолько нравилось, что это того стоило. Не было такого, что мне не хотелось идти, мне всегда было комфортно.
Спорт в моей жизни был всегда, брала пример с родителей: папа — тренер команды по бейсболу, а мама всегда поддерживала меня и прислушивалась. Вне тренировок всегда успевали ходить куда-то с семьёй, были типичные для ребёнка развлекательные программы: кино, парк, встречи с друзьями.
В целом у меня было обычное детство: тренировки занимали много времени, но я никогда не чувствовала себя зацикленной только на этом. Такой график с малых лет научил меня дисциплине, сейчас без тренировок я уже не могу.
Как балерина восстанавливается после отпуска
Сейчас мой отпуск — это три недели летом. Во время перерыва нет ни репетиций, ни тренировок. Во время отпуска можно отдохнуть или поехать на гастроли.
По работе я летала в Китай, Таиланд и Оман. А этим летом полетела в Европу, но уже отдохнуть. Три года об этом мечтала, в итоге подарила себе такой подарок: путешествие по Италии, Испании и Франции. Мне сейчас 22, показалось, что самое время там побывать.
В остальное время график плотный и не всегда предсказуемый. Нет, вру, ещё у нас есть три дня выходных после марафона «Щелкунчика» — 8, 9, 10 января. И первого января не работаем.
После отпуска мне достаточно легко вернуться в привычный темп и форму. Во-первых, перерыв не такой большой, во-вторых, когда занимаешься всю жизнь, тело всë помнит, и в режим вернуться достаточно просто. Может, дня два поболит мускулатура, а потом всë как раньше.
Качать не бицепс, а тазовое дно: как «умный фитнес» ворвался в тренды
Прислушиваться к себе или отслеживать вес по таблице: что ест балерина
В академии я училась с 12 лет. Поначалу старалась строго следить за питанием: калории, белки, жиры, углеводы и всë такое. Думала, что если буду контролировать это, то смогу стать лучше. Я тогда сильно похудела, были проблемы со здоровьем.
Ещё было особенно тяжело, когда во время учебы начался карантин в 2020 году: приходилось заниматься дома. Тогда неудачно прыгнула и получила травму ноги — кость начала крошиться, повредились связки, на 6 недель наложили гипс. Было обидно, что повредила ногу уже в самом конце общей самоизоляции: все начали посещать тренировки в академии, а я осталась дома.
Был страх, что без привычных нагрузок быстро растеряю навыки и наберу вес, поэтому стала очень мало есть и активно заниматься общей физической подготовкой: качала пресс, спину. При росте 168 тогда весила 39 килограммов, а когда сняли гипс, поняла, что не могу поднять ногу даже на 45 градусов. В общем, импровизированные тренировки и урезание рациона не только не пошли на благо, но и навредили.
В академии два раза в год проходят взвешивания балерин: нужно войти в определённый лимит по весу в соответствии с ростом. При росте 168 мне нужно весить 43. Среди однокурсниц были случаи, когда девочки, чтобы войти в лимит, голодали по 2 недели. Не знаю, насколько должен быть сильный организм, чтобы такое выдержать, при этом продолжая тренироваться. Конечно, это ни к чему хорошему не приводит.
Вскоре поняла, что так не работает, и мой подход изменился. Сейчас у меня нет точного рациона. Если иду в ресторан после спектакля, я не буду там сидеть «нет-нет, мне только водички», я поем. Я против того, чтобы искать «полезный аналог», — если чего-то очень хочется, то я могу позволить себе это съесть.
Стараюсь, чтобы было три полноценных приёма пищи: завтрак, обед, ужин. На завтрак люблю йогурты и сырки в молочном шоколаде. Обедаю чаще всего в столовой театра, беру мой любимый суп-пюре с тыквой и стараюсь взять ещё что-то белковое, мясное. На ужин ем творог с йогуртом или мясо с гарниром или салатом. Спектакль заканчивается поздно, могу дома после него съесть яблоко как перекус. Ещё люблю хурму, сейчас вроде сезон.
Иногда вечером ходим в рестораны. После премьеры особенно хочется устроить себе праздник. Идём с коллегами красивые, накрашенные, с цветами. Хочется, чтобы еда в ресторане была эстетичной и вкусной. Последнее время полюбила всë сырое: сашими, тартар. Если к тартару взять ещё батат фри, то вообще будет идеально.
Узнали у экспертов, безопасно ли есть сырое мясо
Иногда могу позволить себе в ресторане бокал вина, в этом тоже ничего плохого не вижу. Пить больше и не возникает желания — если ты знаешь, что у тебя завтра несколько часов тренировок и два спектакля. Это и так физически тяжело, а дополнительно нагружать свой организм совсем не хочется.
Кстати, у нас есть такое поверье, что коньяк — очень хороший алкоголь для артистов балета: разогревает связки. Думаю, всë же это миф, сама не проверяла.
В еде для меня важно две вещи: чтобы было вкусно и чтобы мне после приёма пищи было комфортно тренироваться. Если я захочу съесть бургер, я его съем, но немного: если объемся, то мне самой потом будет тяжело. Это не про ограничения, а про заботу о себе.
Нет еды, которую я себе запрещаю, есть еда, которая просто не нравится. Например, я вообще не люблю сало. Я его не ем просто потому, что не нравится, а не потому, что я балерина. Оливки, кстати, тоже не могу есть. Но, может быть, я ещё до них не доросла. Ненавижу сельдерей.
Мы, кстати, кое-что узнали про тот самый возраст, когда меняются вкусы
Отдать ребёнка в балет?
Когда ребёнок начинает заниматься балетом, это не его выбор, а решение родителей. Мне кажется, это своего рода талант — рассмотреть у ребёнка способности, понять его желания и направить.
Прежде всего нужно быть к ребёнку внимательным. Если у девочки высокий подъём, длинная шея, сценическая внешность, я бы порекомендовала попробовать ей заняться балетом. Если ребёнку понравится, если не будет сопротивления, то, конечно, нужно заниматься.
В детстве за меня сделали выбор, но это никогда не было давлением. Мама сказала: «Давай попробуем», и я поступила в академию. К поступлению я готовилась сама и была в начале списка по баллам вступительных экзаменов — мама подумала, что это действительно что-то значит, и поддержала меня. Годы учёбы шли потихоньку, с первого класса всë было стабильно, и я ощущала себя на своём месте.
Что больше всего нравится в профессии
В профессии мне нравится всë. Наверное, только так можно вывозить жёсткий график, постоянные сложные тренировки и эмоциональную вовлечённость в постановки. Когда я училась в академии, я была счастлива: когда выступала, когда репетировала — всë это было классно.
Ещё нравится получать отдачу от зрителя, слышать аплодисменты после партии, получать цветы. В некоторых странах, например, принято аплодировать только в самом конце постановки. Бывает, станцевал — и тишина. Это странно для меня, хочется получить отклик после танца.
Нравится, что я причастна к искусству, не люблю, когда балет называют спортом. Не получится хорошо станцевать и выложиться, если не прочувствуешь произведение, не вникнешь в либретто. Конечно, нагрузки у нас не меньше, чем в спорте, но это совершенно про другое.
Расскажите, вы знали, что балерины могут есть всё, что им хочется? Или думаете, что такое питание всё-таки могут позволить себе не все? А может, у вас есть какие-то вопросы к героине нашей статьи?